Логопедический кабинет — это место, где оказывается помощь детям с речевыми нарушениями без перевода ребенка в другую (специализированную) группу.
Основной задачей дошкольных образовательных учреждений общеразвивающего вида является реализация общеобразовательной программы. А, как известно, в такой программе специальное время для занятий с учителем-логопедом не предусмотрено. Другими словами, логопедические занятия являются дополнительной услугой.
Поэтому расписание занятий в Детском саду составляется таким образом, чтобы учитель-логопед мог заниматься с детьми только во время их свободной деятельности и не в ущерб общеобразовательным занятиям.
Цель работы учителя-логопеда - оказание необходимой коррекционной помощи детям в возрасте от 4 до 7 лет с фонетическими и фонетико-фонематическими нарушениями речи
Какова же специфика работы дошкольного логопелического кабинета?
- Работа логопеда в массовом дошкольном учреждении по своей структуре и функциональным обязанностям значительно отличается от работы логопеда речевого сада. Это связано в первую очередь с тем, что логопед на логопункте встраивается в общеобразовательный процесс, а не идет с ним параллельно как это принято в речевых садах. Работа логопеда строится с учетом внутреннего расписания ДОУ. График работы и сетка занятий утверждается заведующим ДОУ.
- Учитель-логопед в течение года проводит обследование речевого развития воспитанников государственного образовательного учреждения, реализующего программы дошкольного образования, достигших 3-х летнего возраста. По результатам обследования формируется списочный состав детей, количество детей для логопункта ограничено – 25 человек в год. Этот список детей для коррекционной работы утверждается психолого-медико-педагогической комиссией, которая создается на основании приказа окружного управления образования Департамента образования города Москвы. В первую очередь зачисляются дети предшкольного возраста, а на оставшиеся места – дети 4-5 лет.
- в логопедическом кабинете одновременно занимаются дети с различными речевыми заключениями (ФФНР, ОНР, логоневроз, дизартрия, дислалия и др.).
- Для работы логопедического кабинета в настоящее время не существует коррекционной программы, в своей работе мы опираемся на современные технологии и разработки Филичевой Т.Б., Ткаченко Т.А., Грибовой О.Е., Громовой О.Е., Соломатиной Г.Н., Коноваленко В.В и С.В. и др.
- Основными формами организации работы с детьми, имеющими нарушения речи, являются индивидуальные и подгрупповые занятия. Наши занятия кратковременные (15-20минут), краткосрочные (2-3 раза в неделю) и рассчитаны на 6-ти или 12 месячный срок обучения. Поэтому важным условием эффективности занятий является закрепление полученных ребенком навыков дома в процессе совместной работы с родителями по заданиям логопеда.